В МАИ стартовал второй поток обучения по программному управлению в аэрокосмической отрасли

5 октября 2023

Школа управления Московского авиационного института запустила второй поток обучения по теме «Программное управление в авиационной и ракетно-космической отрасли». С 25 по 27 сентября на базе Центра проектного обучения института № 14 «Передовая инженерная школа» проходил первый модуль программы.

Цель обучения — повышение эффективности управления программами для успешного вывода продуктов на рынок. На протяжении шести модулей проектные команды будут работать над сборкой своей корпоративной модели Stage-Gate в рамках управления авиационными и ракетно-космическими программами: ПД-8В и ПД-14 (АО «Объединённая двигателестроительная корпорация»), Ту-214 (АО «Туполев»), ТВРС-44 «Ладога» (АО «Уральский завод гражданской авиации»), «Марафон IoT» и «Экспресс 1000/2000 (АО «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнёва»), «Грифон» (АО «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения»).

Идея подхода Stage-Gate принадлежит Роберту Г. Куперу и представляет собой методологию разработки нового продукта от формулирования бизнес-идеи до коммерческого запуска. В Stage-Gate существуют контрольные рубежи или «гейты», соответствующие этапам программы. Важнейшей задачей методологии является минимизация рисков при переходе от «гейта» к «гейту» за счет взаимоувязывания требований бизнес-процессов друг к другу на каждой стадии проекта.

Программа содержит четыре образовательных результата: аудит авиационных и ракетно-космических программ, создание корпоративной модели Stage-Gate, создание организационной модели Дирекции по управлению программами, план мероприятий по устранению дефицитов и выполнению метрик. Полученные результаты позволят унифицировать подходы к программному управлению, распространить методологию в корпорациях на другие программы, сформировать управленческие команды. За счёт анализа взаимосвязей между бизнес-процессами можно избежать «разрывов», которые могут возникать при отсутствии системного подхода к управлению программами.

Методология образовательной программы подразумевает анализ всех бизнес-процессов авиационных и ракетно-космических программ. Каждый этап обучения рассматривается в разрезе бизнес-процессов: маркетинг и продажи, проектирование, сертификация, испытания, производство, управление поставщиками, ППО, экономика и финансы, управление программой. Это позволяет уже на ранних стадиях программы определить её жизнеспособность на рынке, сформировать подходы и план по успешному и своевременному выводу продуктов на рынок, а также предусмотреть и минимизировать риски.

Формат программы включает в себя три режима. Экспертный режим представляет собой лекции, мастер-классы и консультации экспертов МАИ и экспертов из индустрии. В рамках проектной работы участники будут заниматься анализом бизнес-процессов и описанием их должного устройства, а также прорабатывать взаимосвязи между ними. На общих заседаниях группы будут презентовать доклады по результатам модулей перед экспертами, кураторами и приглашёнными первыми лицами корпораций.

На открытии программы с приветственными и напутственными словами выступили руководители корпораций и кураторы проектных команд. Они задали группам вектор, по которому те должны двигаться в течение всей программы.

— Сегодня мы обсуждаем вопросы трансформации предприятий для реализации новых проектов. Это невозможно без вовлечения тех людей, которые будут внедрять эти процессы, а также невозможно без привлечения руководителей корпораций. К внедрению программного управления мы пришли достаточно давно в целях реализации SSJ-100 в ПАО «ОАК» и SaM-146 в АО «ОДК». Все это трансформировалось в корпоративные стандарты. Управление программами — это интеграция всех бизнес-процессов, а суть программы — сбалансировать всех эти бизнес-процессы. Отличие нашего подхода в том, что мы не рассматриваем абстрактные программы и проекты, а все полученные знания будут переложены на конкретные решения, — отметил в своём выступлении ректор МАИ Михаил Погосян.
— Для нас важным результатом является изменение подходов к программному управлению. Поэтому очень надеюсь на вашу активность: все полученные здесь знания и результаты мы сможем распространить в дальнейшем в рамках всей корпорации, — подчеркнул генеральный директор АО «ЦНИИмаш» Сергей Коблов.
— У отрасли есть задача: имея ограниченные ресурсы, в сжатые сроки выполнить важные государственные программы. В результате обучения мы ожидаем создать типовую модель Дирекции по управлению программой и разработать методологию программного управления для всех типов программ, — обозначил задачу командам генеральный директор АО «РЕШЕТНЁВ» Евгений Нестеров.

Заместитель генерального директора по стратегии, программно-проектному управлению и организационному развитию АО «ОДК» Михаил Ремизов отметил важность продуктового подхода:

— В 2016 году мы поняли, что должны управлять бизнесом в продуктовой логике, начали внедрять программное управление в корпорации. Мы ещё на полпути, и нам важно сейчас продолжить развивать этот процесс. Важно продолжить распространение методологии программного управления в корпорации АО «ОДК».

В свою очередь, директор дирекции по управлению персоналом АО «Туполев» Денис Сергеев обратил внимание участников на ценность образовательной программы и отметил, что верификация наработанных результатов будет проходить в компании регулярно.

На первом модуле команды сформулировали цели своих программ, гипотезу продукта, провели аудит текущего положения дел, проанализировали взаимосвязи процесса маркетинга и продаж с остальными бизнес-процессами в логике Stage-Gate. Полученный результат необходимо верифицировать с кураторами и руководством корпораций, чем команды будут заниматься в межмодульный период.

Второй модуль программы будет проходить с 23 по 25 октября. Ключевыми темами станут проектирование, сертификация, испытания и цифровая среда: командам предстоит проанализировать устройство этих процессов, а также их взаимосвязи с другими бизнес-процессами.

В этот день было

ОК «Мир» стал иметь полную конфигурацию из шести модулей
Начало эксплуатации варианта Ил-86 на 450 пассажиров
Выполнен первый пуск ракеты Х-29Л