Наука в МАИ

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) — крупный научно-образовательный центр с развитой инфраструктурой.

В результате реализации мероприятий Программы развития МАИ как национального исследовательского университета в университете созданы центры генерации знаний с мощным материально-техническим обеспечением научных экспериментов и разработок на базе которых проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, что является весомым вкладом в социально-экономическое развитие страны и отрасли.

Приоритетными направлениями развития университета являются:

  • авиационные системы;
  • ракетно-космические системы;
  • энергетические системы;
  • информационно-телекоммуникационные системы;
  • новые материалы и производственные технологии;
  • диверсификация применения технологий аэрокосмического комплекса.

За период 2011–2015 гг. университетом выполнено НИОКР объёмом свыше 6010 млн рублей (в том числе за 2015 год на сумму 1480,6 млн рублей). Объём средств, поступивших на счета МАИ от осуществления научно-технической деятельности в рамках международных научных программ и проектов составил за 2011-2015 гг. свыше 100 млн рублей.


Уровень научных достижений МАИ за последние годы подтверждается реализацией крупных научно-исследовательских и инновационных проектов в рамках федеральных и отраслевых целевых программ, Постановлений Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 г. № 218, № 219, 220, грантов институтов развития и международных организаций и др.

Московский авиационный институт также принимает активное участие в формировании инновационной экономики России, в том числе в деятельности компаний, реализующих программы инновационного развития (ПИР), и технологических платформ.

Так, МАИ включен в качестве опорного вуза в 11 из 60 программ инновационного развития, утвержденных Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям, и за период 2012–2015 гг. выполнил НИОКТР для компаний, реализующих ПИР, на сумму 1672,3 млн руб. (в том числе за 2015 г. — более 380 млн руб.). Работы выполнялись для таких ведущих предприятий авиационно-космической и оборонной отраслей, как ПАО «ОАК», АО «Концерн ВКО «Алмаз — Антей», ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ОАО «Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С. П. Королева», ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева», АО «Концерн радиостроения "Вега", АО "Информационные спутниковые системы" им. академика М.Ф. Решетнёва», АО «НПО Энергомаш им.академика В. П. Глушко», ОАО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром».

Также Московский авиационный институт принимает активное участие в 9 технологических платформах, в том числе выступив инициатором создания трёх из них:

  • Национальная космическая технологическая платформа (МАИ — сокоординатор);
  • технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологи» (МАИ — координатор среди университетов);
  • технологическая платформа «Лёгкие и надёжные конструкции».

В целом, Московским авиационным институтом заключено более 120 договоров о сотрудничестве в области научной и инновационной деятельности. Кроме того, университетом разрабатываются планы совместной деятельности с профильными российскими и зарубежными корпорациями и организациями, такими как Госкорпорации «Роскосмос» и «Ростех», COMAC, Safran и др. В настоящее время уже реализуется программа сотрудничества в сфере подготовки кадров и в области НИОКТР на 2016 год и дальнейшую перспективу с ПАО «ОАК».

Увеличивать объемы научных исследований, выполняемых в интересах крупнейших предприятий аэрокосмической промышленности, в том числе международных, МАИ позволяет новейшее и уникальное оборудование. С 2009 года объем инвестиций в переоснащение вуза составил 1,7 млрд руб. На базе университета функционируют центры коллективного пользования, ресурсные центры, научно-образовательные центры, конструкторские бюро, аэродром и другие подразделения. Также на базе МАИ создается молодежная инновационная зона, объединяющая Центр начинающего предпринимательства и бизнес-инкубатор.


Испытательная база в МАИ по космическому направлению, представленная тепловакуумными установками, системами вибропрочностных испытаний, стендами имитации невесомости и дооснащаемая современными средствами сбора и обработки данных, не имеет аналогов среди вузов. Современные станки с числовым программным управлением позволяют изготавливать непосредственно в университете элементы конструкций космических аппаратов и производить их сборку. На данном оборудовании проходит сквозная подготовка студентов, то есть воспроизводится полный цикл разработки космического аппарата от замысла до воплощения в «металле» с проведением всего цикла испытаний.

В МАИ функционирует учебный Центр управления полётами (ЦУП), задействованный в проведении экспериментов «МАИ—75», «РадиоСкаф» и «Тень-Маяк», входящих в долгосрочную программу научно-прикладных исследований и экспериментов на борту российского сегмента МКС. Оборудование ЦУП МАИ позволяет осуществлять управление и приём данных с различных типов образовательных спутников.

В студенческом космическом конструкторском бюро «Искра» создаются и запускаются в космос малогабаритные космические аппараты. Всего было запущено 8 малых космических аппаратов, созданных несколькими составами студенческих конструкторских бюро МАИ.

В конце 2015 года МАИ и ООО «Центр орбитальных пусков «Сколково» подписали соглашение о сотрудничестве. Предметом соглашения является реализация запуска малого космического аппарата производства МАИ в качестве попутной полезной нагрузки совместно с Прогресс-МС на ракете-носителе «Союз-2» с помощью Центра орбитальных пусков «Сколково». Пуск назначен на октябрь 2016 года.

Испытательная база в области авиационных систем, представленная современными системами 3D печати, координатно-измерительными машинами, модельной аэродинамической установкой, металлообрабатывающими комплексами, системой распределенной разработки изделий и поддержки технологий сквозного проектирования, также уникальна. Современные системы количественного рентгеновского неразрушающего контроля и дефектоскопии промышленных изделий позволяют получать количественные оценки свойств материалов с точной пространственной привязкой каждого элемента.

МАИ — единственный вуз в мире, имеющий сертификат разработчика лёгких воздушных судов и лицензию на разработку авиационной техники. Вуз обеспечивает учебно-научное сопровождение серийного производства летательных аппаратов.

За полувековую историю ОСКБЭС МАИ разработало и довело до «металла» более 20 типов различных летательных аппаратов. В составе конструкторского бюро имеются собственное опытное производство и лётно-испытательный комплекс.

Одна из наиболее известных разработок КБ — семейство самолётов Авиатика-МАИ-890. Произведено около 350 аппаратов, которые эксплуатируются в 20 странах мира. Два варианта самолёта сертифицированы как тип. На МАИ-89, предсерийном прототипе «Авиатики», установлен официальный рекорд времени набора высоты, который был зарегистрирован Международной авиационной федерацией (FAI).

На спортивно-акробатическом самолёте «Квант» установлены и зарегистрированы FAI пять официальных мировых рекордов, а на самолёте Авиатика-МАИ-900 «Акробат» (JuKa) одержана победа в Гран-при FAI по высшему пилотажу.

Ещё одна известная разработка ОСКБЭС — лёгкий многоцелевой двухместный самолёт МАИ-223 «Китёнок». Отличительные черты самолёта: простота конструкции, технологичность, многофункциональность, надёжность и безопасность, эргономичность и экономичность эксплуатации. Кроме того, эксплуатируется вариант самолёта МАИ-223М с носовой опорой шасси. На базе МАИ-223 спроектирован, изготовлен и проходит испытания опытный автожир МАИ-208.

У ОСКБЭС большой опыт по созданию и внедрению в эксплуатацию сельскохозяйственной авиационной техники (самолёты Авиатика-МАИ-890СХ и МАИ-223СХ), а также по разработке и постройке планеров, автожиров, БПЛА, аэростатических летательных аппаратов. Создана линейка различных по объёму (от 1 до 25 м3) гибридных аэростатов «Колибри», завершены лётные испытания прототипа гибридного БПЛА «Гелиос-Д».
В настоящее время завершено проектирование нового четырёхместного самолёта МАИ-407, призванного удовлетворить потребность отечественного рынка в недорогом самолёте, в котором хорошие лётно-технические характеристики сочетаются с комфортом и простотой обслуживания, сейчас идёт постройка опытного образца.

По кооперации с различными компаниями в ОСКБЭС МАИ разрабатываются, изготавливаются и испытываются различные элементы конструкций авиационной техники разных типов, а также создаются полноразмерные и специализированные макеты летательных аппаратов.

Подразделениями университета при участии студентов и аспирантов МАИ созданы несколько различных модификаций беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). БПЛА вертолётного типа (мультироторная платформа) является универсальным носителем для произвольной полезной нагрузки и рассматривается как элемент создаваемого в МАИ многоцелевого комплекса, предназначенного для решения целого спектра научных и прикладных задач.

В КБ «Искатель» Московского авиационного института проводятся работы по созданию дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА). Главная задача КБ — создание высокотехнологичного, надёжного и недорогого как в приобретении, так и в эксплуатации носителя целевой аппаратуры широкого спектра. Одна из ведущих разработок КБ — дистанционно-пилотируемый вертолёт-многоцелевой носитель с взлётной массой 70 кг.

В научно-исследовательской работе принимают участие свыше 3 000 студентов. На протяжении многих лет в МАИ успешно работают: студенческое конструкторское бюро авиационного моделирования (СКБ АМ), СКБ «Океан», СКБ «Искра», студенческое расчётно-конструкторское бюро кафедры № 603, СКБ факультета № 4, опытное студенческое конструкторское бюро экспериментального самолётостроения (ОСКБЭС), учебно-научная лаборатория «Космическая робототехника», экспериментально-опытный завод (ЭОЗ) и другие.

За 2016 год с участием студентов создано и внедрено в учебный процесс и производство более 10 макетных и опытных разработок. Студентами МАИ в 2016 году подготовлено 1457 научных публикаций для сборников конференций международного, всероссийского, институтского и факультетского уровней, в том числе 113 из них присвоен Российский индекс научного цитирования. 163 студента МАИ стали призёрами международных и всероссийских олимпиад.

Научные журналы «Вестник Московского авиационного института» и «Труды МАИ», издаваемые Московским авиационным институтом (национальным исследовательским университетом), включены Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации в новый Перечень рецензируемых научных изданий.

Инновационные разработки университета удостаиваются большого количества наград на крупных международных и всероссийских выставках, таких как Международный авиационно-космический салон (МАКС), ВУЗПРОМЭКСПО, форум «АРМИЯ», «Открытые инновации», салон изобретений и инновационных технологий «Архимед», «HeliRussia» и многих других мероприятий. В рамках Международного авиационно-космического салона МАКС ежегодно проходит конкурс «Золотые крылья». Конкурс проводится среди экспонентов авиасалона — вузов, предприятий, финансовых и общественных организаций — в четырёх номинациях: «Премьера МАКС», «Наука», «Экспозиция» и «Деловая программа». В 2015 году МАИ одержал победу в номинации «Наука. Проект». Университету была вручена статуэтка и сертификат победителя за подписью министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова. Эта победа — не первая в истории участия МАИ в «Золотых Крыльях»: до этого МАИ становился лучшим дважды: в номинации «Мероприятие» и «Лучшая экспозиция».

Университет является базой проведения крупных международные научно-технических конференций и мероприятий, отражающих развитие университета как важной образовательной организации авиационно-космического комплекса. Это Международная неделя авиакосмических технологий «Aerospace Science Week», в рамках которой проходят Международная конференция «Авиация и космонавтика» и Межотраслевой молодёжный конкурс научно-технических работ и проектов «Молодёжь и будущее авиации и космонавтики», Международный форум ведущих университетов аэрокосмической отрасли, Научно-практическая конференция молодых учёных и студентов «Инновации в авиации и космонавтике» и другие.